propaganda_red (propaganda_red) wrote in atheism_ua,
propaganda_red
propaganda_red
atheism_ua

Об атеистических взглядах Леси Украинки (отрывок)

Владение передовой теорией всегда играло важную роль в деятельности революционной интеллигенции. Работники сферы искусства привыкли мыслить не логическими категориями, а образами, больше отдаваться чувствам. Такая разорванность мышления и чувств - объективный результат разделения труда в классовом обществе. Но прогрессивным может быть только тот человек, который преодолевает эту разорванность. Леся Украинка, ища истину, никогда не стремилась придумать свою, «удобную» теорию. Ее идеология - идеология социального освобождения. Только через эту призму можно понять ее творчество.

Несмотря на то, что творила она для широких масс - она не упрощала идею освобождения, не пыталась склеить ее из «вечно понятных» народу истин - элементов религии. Наоборот, ей была противна идея некоторых социал-демократов - пояснять малограмотному народу идеи социализма примерами из христианства. Особенно популярной была тема революционности первых христиан. В письме к А. Крымскому Леся Украинка поясняет идею своей поэмы «В катакомбах»: «... в первоначальной галилейской пропаганде я вижу зерно этого рабского духа, этого узкосердечного политического квиетизма, который так разыгрался потом в христианстве. ... Коммунизм первых христиан - это фикция, его никогда не было, или это был коммунизм нищего, у которого все равно не было никакого имущества, или коммунизм богача, который бросает крохи со своего стола «коммуне» собак, сидящих под столом своего господина. Вот и все...»[5] По ее мнению, если христианством и можно в чем-то восхищаться, то только «в сфере чувств, но не теории».

Для Леси Украинки религия является преградой на пути развития нашего народа. Эти идеи она излагает в упомянутой выше поэме. Действие происходит в Древнем Риме. Раб-неофит приходит в общину первых христиан, которые собираются в катакомбах. Но, по ходу разговора с главой церкви, блеск в его глазах тускнеет: оказывается там, на небе, тоже будут рабы - рабы божьи. Его не удовлетворяет пояснение, что быть рабом Бога - наивысшее благо. «И ради этого, христиане так мужественно гибнут на аренах, поедаемые дикими зверями?» Это не укладывается в его голове. «Почему же христиане не пытаются изменить этот, земной мир?» Но среди приверженцев новой веры есть как рабы, так и патриции. Идиллия угнетенных и угнетателей. Они ему объясняют, что существующий в Риме порядок установлен Богом, бороться против него - перечить Ему. В конце концов раб проклинает христиан и уходит в лагерь восставших рабов, расположенный за Тибром.

Насколько это контрастирует с идеями нынешней элиты! Для большинства представителей современной интеллигенции вера в бога выступает чуть ли не основой духовности украинского народа, продолжением вековых традиций, маяком в бездушном мире. Дальше этого их мышление и чувства не поднимаются. В пику им произведения Леси Украинки можно и сейчас, через сто лет, провозглашать как манифест настоящей духовности нашего и других народов. Это при том, что она жила в ту эпоху, когда церковь была гораздо сильнее, а наука не имела авторитета у масс.

Когда-то, в темное Средневековье, религия, в силу объективных условий развития производительных сил общества, была единственным шансом подняться к вершинам человеческих знаний, культуры. Сейчас все с точностью до наоборот: уходят с вершин культуры в средневековую дикость, и еще называют это движением вперед! Леся Украинка по отношению к религии гораздо прогрессивнее любого нынешнего интеллигента. Не зря она - поэт мирового значения.

взято отсюда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment